Размышления о разнообразии

навеянные как это ни странно … огородом

Не так давно учёные открыли, что пение птиц в лесу, как ни странно, не образует какофонии. Каким-то чудесным образом птицы образуют гигантский оркестр. Разные виды птиц издают разные звуки, но сливаясь вместе они создают прекрасную гармонию. Я вижу в этом руку Бога. Бог любит разнообразие. Он создал на Земле тысячи и миллионы животных и растений. Мы можем задаваться вопросами вроде: «А зачем это Ему нужно?». Ответ, по моему, очень простой: «Потому что это Ему нравится, потому что однообразие мертвит, а Он — Бог жизни!»

Многие животные превосходят человека в той или иной функции. Орлы лучше видят, собаки лучше чувствуют запахи, совы лучше слышат и так далее. Но человек по совокупности своих способностей превосходит любое животное. Мы созданы с огромным разнообразием способностей и возможностей.

Все гении прошлого были энциклопедистами, то есть обладали знаниями в различных областях науки, часто были художниками в широком смысле этого слова. Пример такого гения — Леонардо да Винчи. Я думаю, они потому и были гениями, что были энциклопедистами, то есть интересовались всеми сторонами жизни человека, животных, растений. Они поднимали голову к Луне, к звёздам, им было интересно, как устроена наша Вселенная, наш мир. Они видели, что мы, хотя и похожи на голую обезьяну, но совсем не такие как она. И это «объёмное» знание неминуемо приводило их к Богу, создателю удивительно гармоничного мира, в котором мы живём.

С того момента когда люди поверили в «теорию эволюции» и стали говорить глупые слова: Природа создала, Эволюция сотворила (причём оба слова пишут с большой буквы), время гениев закончилось. Каждый уткнулся в какой-нибудь свой объект изучения или даже его деталь и не видит не хочет видеть более крупной картины.

Конечно, я очень упрощаю и огрубляю то, что происходило в XX веке и происходит в XXI веке, но я вижу, что появление массового, стандартного образования привело к появлению массовой культуры. Из школ и университетов выходят невежды, которые «прошли» определённые кем-то «предметы», чаще всего прошли мимо этих предметов, потому что они им были абсолютно не интересны, так как не имели отношения к их жизни. Не так давно я обнаружил, что после окончания института мне ни разу не пришлось взять какой-либо интеграл, хотя высшую математику мы изучали четыре семестра, и я сдал последний экзамен на «отлично». И это только один пример, я думаю 90% знаний, данных мне в институте, никогда мне затем не пригодились.

В старших классах школы всех подряд детей учат тому, что никогда им не понадобится в жизни, вместо того чтобы научить думать и восхищаться тому, как удивительно созданы мы, растения, животные и весь мир вокруг нас. Нужно показывать как из крохотного семечка за лето вырастает огромное растение, как из яйца вылупляется цыплёнок, как красивы леса, реки и горы вокруг нас. Надо учить, как называются птицы, которые поют свои песни возле нашего дома. Учить слушать чудесную музыку, которую сочиняли непревзойдённые гении музыки Моцарт и Бах. А может быть не сочиняли, а просто записывали ту музыку, которую транслировал в их головы сам Бог? И может быть они потому не превзойдены последующими композиторами, что верили в Бога, и в их душе была божественная гармония, а не «какофония вместо музыки», которую сейчас выдают за последнее слово классической музыки XX века.

Идея эволюции, выдвинутая Дарвином, неминуемо приводит к выводу, что всё более простое или более старое, должно уступить место более сложному или более молодому. Всё разнообразие видов должно рано или поздно исчезнуть, останется один, наиболее совершенный вид. Применив это учение к человеку, люди совершенно логично и закономерно пришли к идее сверхчеловека («белокурой бестии») и решили ускорить этот процесс. Германские нацисты с немецкой педантичностью сначала уничтожили своих «умственно неполноценных», а потом занялись остальными недочеловеками. Но хотя нацизм был осуждён человечеством, теория эволюции по прежнему преподаётся во всех школах по всему миру. При этом почему-то никто не задаёт очень простые вопросы: «Почему до сих пор не исчезли вирусы и бактерии, ведь они же так примитивны?» Или: «Почему волки не съели всех оленей, а лисы всех зайцев?» Или: «Ящерица захотела полетать и отрастила себе крылья?»

В романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», Митя Карамазов говорит: «широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Он, конечно, говорил совсем не о том, что сейчас напишу я. Но я позволю себе перефразировать эту фразу: «Широк, слишком широк мир, созданный Богом, нужно его сузить!» И «цивилизованный» мир всё сужает и сужает наш мир. Компьютерные компании уже создают «виртуальные» шлемы, надеваешь такой шлем и видишь и слышишь не реальный, а виртуальный мир. И все, надевшие такие шлемы, будут видеть одно и то же, только то, что им покажут. А ведь в реальной, не виртуальной жизни, мы все видим по разному и разное, даже если смотрим на одно и то же. Но современный мир стремительно идёт к стандартизации, обезличиванию человека. Несмотря на то, что я сейчас пользуюсь компьютером, модемом, сервером и Интернетом, от такой перспективы развития технологий мне как-то не по себе.

Делу «сужения» помогает и химия, которой я посвятил, включая обучение в институте более 30 лет. Химики определили, что запах ванили в основном определяет химическое вещество с довольно простой для органического вещества формулой. Они назвали это вещество ванилином и научились синтезировать его из нефтехимического сырья или отходов производства бумаги из древесины. Стоимость 1 кг ванилина порядка 15 долларов, стручков ванили — 180 долларов, и это определяет всё. А то, что ваниль пахнет не только ванилином, а ещё сотней других, сопровождающих его ароматов, это для промышленности не важно. Потому что ванилин технологичен, а ваниль — нет. Нужно ждать пока созреют стручки, ферментировать в течение недели в особых условиях, потом сушить несколько месяцев, и доставлять их из тропической зоны Южной Америки. Столько мороки, а ванилин «сварил» в химическом реакторе в любой стране и всё!

Ваниль и ванилин — это только один пример из сотен. Представьте себе, что вы приходите на концерт классической музыки, но вместо симфонического оркестра на сцену выходит человек, которого представляют как мастера художественного свиста. Он действительно артистично и талантливо насвистывает для вас Eine Kleine Nachtmusik (Маленькая ночная серенада), но вы не услышите всего великолепного многообразия звуков, которые записал в своей оркестровке её автор Моцарт.

Когда мы соглашаемся на эрзацы, мы обедняем себя и оскорбляем Бога, который приготовил для нас гораздо больше того, на что мы смели надеяться. В Новом Завете апостол Павел говорит о вещах духовных: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Осмелюсь приложить эти его слова и к плотской, телесной жизни человека, ведь пока мы живы невозможно отделить тело от души и духа. Бог сотворил землю для нашего жительства, Он насадил сад Эдема, Он всю Землю создал для нашего жительства. Ветхозаветный пророк Исаия писал: «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший её; Он утвердил её, не напрасно сотворил её; Он образовал её для жительства» (Исаия 45:18).

Раз я начал сравнивать пищу и музыку, приведу ещё одно сравнение, которое пришло мне в голову. До XX века люди музицировали и пели сами. Те, что попроще, как мои предки-крестьяне, пели хором песни или играли на балалайке. Те, кто побогаче и познатнее, устраивали домашние концерты, играли на фортепиано, скрипке, на гитаре в конце концов. В XX веке появился патефон, потом граммофон, виниловые пластинки, магнитофон, CD диски, mp3 плееры и так далее. Мы уже не творим музыку, а потребляем её, причём всё более и более худшего качества. В смысле передачи звуков — от живого звучания со всеми его тонами и обертонами до сжатых (для дешевизны) mp3 файлов, которые не передают даже тех нюансов звука, которые передавали «скрипучие» виниловые пластинки. В смысле духовном деградация ещё печальнее, вместо величественных фуг Баха «попса».

То же произошло с приготовлением пищи. В XX веке началась индустриализация и этой важной (а скорее важнейшей, ведь не даром в Господней молитве говорится: «хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Евангелие от Матфея 6:11)) стороны жизни человека. Ещё в 1937 году И. Ильф и Е. Петров в своей книге «Одноэтажная Америка» писали о том, что в разных штатах США, в разных аптеках (это не опечатка, так у них тогда было принято) они ели абсолютно одинаковые блюда под названием «Завтрак №2». Они выяснили, что эти завтраки готовят в одном месте, а потом развозят по всей стране, так дешевле. С тех пор прошло три четверти века, и в Америке уже три поколения не имеют понятия о домашней пище. Единственное, что они могут: разогреть в микроволновке или духовке еду, купленную в супермаркете. В России сейчас растёт первое поколение таких «кулинаров».

Мало кто задумывается при этом, что пища из супермаркета — мёртвая. Если бы она была живая, то она бы быстро портилась — на неё с удовольствием набрасывались бы всевозможные микроорганизмы из окружающего нас воздуха. Но нет, купленный однажды нами в магазине и завалявшийся в холодильнике, укроп благополучно пролежал в полиэтиленовом пакете больше месяца и выглядел, как новенький.

Может казаться, что лучше слушать mp3 файлы с записями выдающихся исполнителей мира, чем слушать пение своего маленького ребёнка. Но те, у кого есть дети и внуки, вряд ли согласятся с этим мнением. Когда мы сами готовим пищу (или выращиваем её, или делаем что-то своими руками), мы творим и получаем в результате гораздо больше удовольствия, чем от еды в самом дорогом ресторане.

Современная «цивилизация» делает нас потребителями всего: пищи, вещей, музыки, идей, и самое страшное — людей. А Бог сотворил нас творцами. Не каждый из нас может нарисовать картину, написать или сыграть музыку, построить дом, создать теорию относительности. Но абсолютно каждый может пойти на кухню и приготовить из простых, непереработанных продуктов завтрак, обед или ужин. И так же каждый сейчас может на своём участке или своей даче (или даче родителей) вырастить для себя вкусные, не муляжные овощи и фрукты.

Обращусь снова к опыту ремонта нашей квартиры. Делали мы его больше полугода своими силами, за исключением кладки кафельной плитки. В результате квартира была буквально нашим детищем. Если бы мы наняли дизайнера и рабочих, специалистов по разным видам отделки, то результат, скорее всего был бы лучше, но наше отношение к результату было бы другим.

Последние семь лет мы обустраиваем свой дом и возделываем свой земельный участок, сажаем овощи и зелень, пряные растения и плодовые деревья. С каждым годом мы расширяем «ассортимент» овощей и пряных растений. Мы открываем для себя новые вкусы и ароматы, в том числе у тех овощей, которые мы, казалось, давно знаем. Началась новая жизнь, жизнь со вкусом, и в переносном смысле и в буквальном. Поэтому я назвал весь раздел сайта, посвящённый жизни после переезда, именно так — Жизнь со вкусом.

В этой новой жизни мы делаем то, что хотим мы, творим, выдумываем, часто портим что-то, учимся на этом и идём дальше. Мне тяжелее, чем Тане, делать это. Я изо всех сил (а может быть не изо всех, и в этом вся проблема?) пытаюсь перестать быть потребителем, не бояться делать ошибки. Может быть это и значит: не бояться жить?

Оглавление